Чередующиеся гласные. Правописание корней -гар- и -гор Правописание гор гар правило

ЧАСТЬ II.
(Материалы для повторения орфографии)

Чередующиеся гласные в корнях слов

В соответствии с традиционной классификацией орфограмм в этом разделе мы рассмотрим написание следующих корней :

В русском языке есть корни, в которых написание гласной нельзя проверить ударной позицией. Это связано с разными причинами. Назовем некоторые из них.

Попробуем определить, какая гласная фонема находится в корне слова заря . Подберем проверочное слово: кто-то назовет зОри , а кто-то вспомнит о зАреве . Под ударением в однокоренных словах оказываются то о , то а . Следовательно, проверить гласную в этом корне невозможно. То же явление мы наблюдаем в корн ях -клон-//-клан- (поклон, кланяться), -твор-//-твар- (тварь , творчество ), -скак-//-скок- //-скач- //-скоч- (вскочит, скачки, скок).

В ряде корней написание гласной зависит от суффикса -а -. Связано это с традицией, с историей языка. Присмотритесь к этому ряду слов: собирать – соберу, протирать – протереть, отмирать – отмереть, прикасаться – прикоснуться, располагать – расположить . Нельзя не заметить, что в современном русском языке суффикс -а - является показателем несовершенного вида глагола, а чередование сопровождает переход глагола в другой вид. Кстати, можно вспомнить и другие подобные чередования, о которых уже говорилось в предыдущем разделе: опоздать – опаздывать, вспорхнуть – вспархивать . Языковедами было установлено, что в древнерусском языке именно чередование в корне было показателем глагольного вида. Но глагольная система претерпела серьезные изменения, и, в частности, чередования гласного в корне глаголов потеряли свою формообразующую функцию. В современном русском языке эти чередования являются историческими.

В корне -гор-//-гар- под ударением оказывается только а, а безударный звук обозначается буквой о . Почему? Как сообщают этимологические словари, в древнерусском и в старославянском языках до падения редуцированных произносилось г[о]реть , но г[а]рь . Так как в ту эпоху гласные в безударной позиции не редуцировались, проблем с правописанием гласных не было. И, хотя в современном русском языке написание о в корне оказывается немотивированным, по традиции мы продолжаем его писать.

Задание 9 . Подумайте, могут ли корни в словах соберу, припереть, выжигать и подобных писаться по фонематическому принципу.

Корни с чередованиями гласных можно разделить на четыре группы в зависимости от условий выбора гласной буквы. Все они отражены в таблице.

Написание гласной зависит от
конечных согласных корня суффикса -а- ударения семантики
(значения) корня

-раст-//-ращ- // -рос-

-скак- // -скоч-

! Если в инфинитиве глагола – корень -скак-, то в форме 1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр. и в пов. накл. пишется а : скакать – скачу, скачи

-бер-//-бир-а-

-пер-//-пир/a-

-дер-//-дир/a-

-тер-//-тир/a-

-мер-//-мир/a-

-жег-//-жиг/a-

-чет-//-чит/a-

-стел-//-стил/a-

-блест-//-блист/a-

-кос-//-кас/a-

Без ударения пишется:

-гор-

-твор-

-клон-

-плав-

-зар-

-мок-//-мак-

Мок- – ‘напитываться влагой’

-мак- – ‘опускать в жидкость’

-ровн - – ‘ровный, прямой, гладкий’

-равн - – ‘равный, одинаковый’

-лож-//-лаг/а-
Исключения

Ростов

Ростислав

росток

ростовщик

подростковый

(Вариативная постановка ударения. Проверочное слово – подросток )

отрасль

А также все однокоренные слова:

отраслевой, росточек, ростовой, выросточек, выростоковый и др.

скачок

скачкообразный

полог

чета

сочетать

А также все однокоренные слова:

сочетание

сочетаемость

сочетательный

сочетаться

изгарь

пригарь

выгарки

(Эти слова образованы от слова гарь)

утварь

пловец(-ы)

пловчиха(-и)

ровесник

поровну

уровень

равнина

Задание 10 . Слово чета входит в состав исключений во многих справочниках и учебниках по орфографии, хотя это неправильно. Подумайте почему.

Задание 11. С помощью лингвистических словарей объясните значение слов-исключений изгарь, пригарь, выгарки и охарактеризуйте их с точки зрения сферы употребления.

Задание 12. Прочитайте фрагмент стихотворения М.Ю. Лермонтова “Поле Бородина”:

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.

Установите с помощью лингвистических словарей, содержит ли первая строчка орфографическую и ритмическую ошибку. (См. словарь Н.А. Еськовой Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы; Ударение; Около 12 тыс. слов совр. русск. яз. Изд 6-е, испр. М.: Астрель, Асг, 2008 г.)

Задание 14. -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- , а также слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Отметьте корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

1. Рас пол_гать свободным временем, имя прил_гательное, теоре тические пол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, разобрать предл_жение, лите ратурное при л_жение, сл_гаемые успеха, лег кий пол_г.

2. По лезные р_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице, подр_стать в неволе, замедленн ое ср_щение, дор_сти до глазка в двери, при р_сли к дереву, произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове , подр_стковый возр_ст, молодая пор_сль, зеленый р_сток, важная отр_cль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ.

3. Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места, заносчивый выск_чка, подск_чить от неожиданн ости, донской ск_кун, ск_ковая лошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незамеченн ым, всех обск_кать, ск_чкообразный полет, ск_кунок, уск_кать, выск_чу из ва гона, мигом приск_чу, cк_чите га лопом, проск_чи на одной ножке по дорожке, не проск_чи поворот, подск_чу к вам вечерком, подск_чи еще выше, так и подск_чите на стуле, подск_чу по берегу реки, коня на ск_ку остановит.

Задание 15. Выучите правило написания корней -гор-//-гар-, -твор-//-твар, -клон-//-клан-, -зор-//-зар-, -плов-//-плав- , а также слова-исключения.

1. Шо коладный заг_р, заг_рать на солнце, заг_релый юноша, заг_релось з дание, дог_равший ко стер, при г_рь, г_рихвостка, г_рел, выг_рки страстей моих, г_релые спичк и, паровозная изг_рь.

2. Вечерняя з_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, з_ревать в лесу, на з_ре ци вилизации, оз_рение одинокого ума, играть з_рю.

3. Накл_нился к земле, передать покл_н герцо гине, покл_ниться старшему, скл_нение прила гательных, пре кл_няться перед ге роизмом, при кл_нить голову;

4. Великое тв_ рение, тв_рить чудеса, пре тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший рас тв_ритель, разная утв_рь;

5. Опытный пл_вец, пл_вучий остров, выпл_вать на середину реки, легкий попл_вок, заго релые пл_вцы, жук-пл_вунец, пл_вник, пл_вучесть, отличная пл_вчиха;

6. Нераств_римые соеди нения, укл_няться от обязанн остей, кухонн ая утв_рь, двигатель внутреннего сг_рания, оз_рился улыбкой, запах изг_ри, скл_ниться над рекой, рас тв_риться в тумане, держаться на пл_ву, з_ревать, заг_рая у реки, откл_ниться от курса, оз_ренный счастьем, при тв_рить ка литку, уви дать пл_вцов.

Задание 16. Выучите 10 корней, написание которых зависит от суффикса -а- по образцу -бер-//-бир/а-, и слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

Соб_раться на экзамен, бл_стеть на солнце, зам_реть от неожиданности, зам_рать от восторга, расс т_лающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гать страсти, раст_раться полотенцем, зап_реть сердце, выж_гать рисунок, заж_гательный снаряд, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать сарай, расст_лить скатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты, налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть замок, соб_ру уро жай, выб_рать тему диссертации, изб_рательная комисс ия, бл_снуть умом, изб_рком.

Задание 17. Запомните значение корней -мак - и -мок -. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

Вым_кнувший с ног до головы, обм_кнуть перо в тушь , подм_чил репутаци ю, м_чить волосы, пром_кашка, са поги пром_кают, непром_каемое па льто, разм_кло от слез, акк уратно м_кать, пром_кательная бумага, обм_кнул кисточку в воду, вым_кнешь до нитки, отм_кал в горячей ванне, м_кнул и съ ел, пром_кнуть салфеткой.

Задание 18. Установите с помощью словообразовательного словаря, каким словом мотивировано слово пром_кашка, каково его словообразовательное значение?

В ряде слов с корнями -ровн - и -равн - значение корня установить достаточно легко, и написание таких слов не вызывает больших трудностей. Например: сравняться в весе, равнозначный, уравнять в правах, ровнять асфальт, разровнять песок . Орфографическая проблема возникает там, где значения слов невозможно свести к семам (элементам значений) ‘ровный’ или ‘равный’ или где закрепились противоречащие правилу написания. В школе предлагаются к запоминанию такие слова, как равнина, уровень, поровну . А как объяснить написание гласной в команде “Равняйсь!” или в словосочетании поравняться с лесом? Ведь носитель русского языка, вероятнее всего, будет объяснять значения этих слов через семы ‘встать ровно’, ‘по ровной линии’.

Орфографическая сложность выбора корней -ровн - и -равн - объясняется фактами истории русского языка. Эти корни являются родственными: они имеют общего “предка” – славянский корень, из которого в древнерусском языке развились слова с -ровн -, а в старославянском языке – слова с корнем -равн -. Изначально оба эти корня имели одно значение, в котором совмещались значения ‘равный, одинаковый’ и ‘ровный, прямой’. В учебном пособии А.И. Кайдаловой и И.К. Калининой “Современная русская орфография” авторы отмечают, что еще в XIX в. слово ровный могло употребляться в обоих значениях, и приводят такие примеры:

Она жила на счет Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге. (И.Тургенев “Дворянское гнездо”)

Имение было разбито на три ровные части. (А.Герцен)

В ходе развития языка происходит семантическая дифференциация: за каждым из корней закрепляется одно значение. Однако в некоторых словах написания закрепились традицией, несмотря на изменения в семантике, а у некоторых слов развились новые значения.

Усложняет ситуацию и уже знакомое нам чередование о//а в корнях глаголов. Например, формы глаголов несовершенного вида у глаголов сровнять и сравнять орфографически и фонетически совпадают в форме сравнивать .

Задание 19. Прочитайте выдержки из МАСа. Выпишите в тетрадь значения слов с корнями -ровн- и -равн-, которые, на ваш взгляд, не сводимы к семам ‘ровный’ или ‘равный’.

РАВНЯ"ТЬ, -я"ю, -я"ешь; несов., перех.

1. (сов. сравнять). Делать равным, одинаковым в каком-л. отношении; уравнивать. Не тронута ничем, не смущена, Смиренную иль ропщущую братью – Своей косой равняет всех она [смерть] . (Тютчев ). Две силы есть – две роковые силы. Климат равняет всех. Так что все вьетнамцы, можно сказать, одеты одинаково: штаны из простой ткани и белая легкая рубашка. (Солоухин . Открытки из Вьетнама).

2. с кем-чем. Считать равноценным, приравнивать к кому-, чему-л. [Донна Анна:] Я не хочу оправдывать Жуана; Он был преступен, но порочен не был. Его дела нельзя равнять с другими, И общей мерой мерить их нельзя. (А.Толстой , Дон Жуан). Новаторство, когда мы думаем о пушкинском раскрепощении поэтической речи, нельзя равнять с “технологическими” опытами в лаборатории стиха. (Решетов. В его подлунном мире).

РАВНЯ"ТЬСЯ, -я"юсь, -я"ешься; несов.

Быть равным, одинаковым в каком-л. отношении. Кедр поднимался выше лиственных пород, и только тополь мог еще с ним равняться. (Емельянова. В Уссурийской тайге) У нас семь классов, и последний <…> равняется седьмому классу гимназии. (Каверин. Перед зеркалом) || с кем.

Барышня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне с нею равняться! (Пушкин. Барышня-крестьянка) [Лариса:] С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. (А.Островский. Бесприданница) || чему. Быть равнозначным, равносильным чему-л. Дочери давно посылали Арину Васильевну, но она не смела прийти, потому что слова Степана Михайлыча “никого не будить” равнялись запрещенью приходить. (С.Аксаков. Семейная хроника) [Паратов:] Ваша просьба для меня равняется приказу. (А.Островский. Бесприданница)

2. (сов. поравняться). Приблизившись, оказываться наравне, рядом с кем-л. – По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, равняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги. (Л.Толстой. Война и мир) [Самгин] шагал быстро <…> . – От кого бежишь? – спросил Дронов, равняясь с ним. (М.Горький. Жизнь Клима Самгина)

3. Становиться (в строю) на одну линию с фланговым. Грянул оркестр, и со двора, через распахнутые настежь ворота, рядами двинулись люди. <…> Шли друг за другом, стараясь на ходу равняться по фланговому. (Бахметьев. Преступление Мартына) || повел. равня"йся! (равня"йсь!). Употребляется как военная, спортивная и т.п. команда – выровнять ряд (ряды). – Рравняйсь! – скомандовал Слива. (Куприн Поединок)

4. перен.; по кому и на кого. Следовать чьему-л. примеру. – Ты общественная работница, ты сила. Ты должна пример крепости показывать: ведь по тебе все равняются. (Гладков. Маша из Заполья). В войска фронта широко вливалось пополнение молодежи, еще не участвовавшей в войне. Эта молодежь равнялась на старших товарищей. (Брагин . Ватутин)

5. чему. Быть равным какой-л. величине, представлять собой какую-л. величину. Дважды два равняется четырем. Длина острова 900 верст; наибольшая его ширина равняется 125, а наименьшая 25 верстам. (Чехов. Остров Сахалин). Мощность его [судна] механизмов равнялась мощности крупной электростанции. (В.Кожевников. Последний рейс)

6. Страд. к равнять.

РОВНЯ""ТЬ, -я"ю, -я"ешь; несов., перех. (несов. выровнять).

1. (несов. также разровнять). Делать ровным, гладким. Рабочие в фартуках на подмостках клали кирпичи, заливали из шаек кладку и ровняли"лами. (Л.Толстой. Анна Каренина). В отдалении <…> непрерывно стрекотали тракторы Силина и Ремнева; они ровняли катками большую, на два километра длиной, площадку, где предполагалось вести сварку труб. (Ажаев. Далеко от Москвы).

2. Располагать в ряд (ряды) по прямой линии. Ровнять шеренгу.

6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под. ред. В.В. Лопатина. М., 2006.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1999.

8. Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1981–1984. (МАС)

9. Словарь русского языка: в 4-х т. М.: Русск. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp

10. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.

11. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. М., 1985.

12. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). М., 2002.

13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. СПб., 1996.

14. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М., 2006.

15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2001.

Е.В. АРУТЮНОВА,
г. Москва

Корни с чередованием о-а можно разделить на три группы: 1) корни , в которых следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении; 2) корни , в которых выбор о или а зависит от следующей согласной буквы; 3) корни , в которых выбор о или а зависит от значения слова.

1. К первой группе (следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении) относятся корни гар-/гор-, клон-/клан-, твор-/твар-, зар-/зор-, плав-/плов-.

Корни Правило

Исключение

гор-/гар- Без ударения пишется буква о (под ударением - а ): гореть, загорелый, горящий, несгораемый, погорелец; за­гар, угар

Изгарь, пригарь, выгарки

клон-/клан- Без ударения пишется буква о наклонение, склониться, склонение; поклон, кланяться
твар-/твор- Без ударения пишется буква о (под ударением та гласная, которая слышится): сотворить, творец, творе­ние, претворять; творчество, тварь

Утварь

зар-/зор- В безударном положении пишется а (под ударением - та гласная, которая слышится): заря, зарница, озарять; зарево, зорька

Зоревать

ппав-/плов Вбезударном положении пишется о: плавучий, поплавок, плавник

Пловец, пловчиха, плывун (спец.)

2. Ко второй группе (выбор о или а зависит от согласной буквы, перед которой находится корневая гласная) отно­сятся корни лаг-/лож-, скак-/скоч-, раст-(ращ-) /рос, кас- /кос(н)-.

Корни Правило
-лаг-/-лож- Перед г пишется а , перед ж - о : излагать, предлагать, слагаемое, прилагательное; изложить, предложить, изложение, положить

Полог

скак-/скоч- Перед к пишется а , перед ч- о : прискакать, обскакать, на скаку; заскочить, выскочка, подскочить

Скачок, скачу

-раст-(ращ-) 1 -рос- Перед cm ищ пишется а , перед с - о : вырасти, выращенный, возраст, растение; выросла, водоросли,

поросль, выросший

Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль (а также производные от данных слов): росточек, ростовщица, от­раслевой и др.

кас-/кос(н)- Пишется о , если дальше следует согласная к, в остальных случаях - а : касаться, касательная, прикасаться; коснуться, прикосновение

3. К третьей группе относятся корни -мак-, -мок-, -равн-, -ровн-, т.е., в которых выбор о или а зависит от значения слова.

Корни

Значения корней Исключения

-мак-, -мок-

Корень -мак- пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать в жидкость»: обмакнуть кисточку в краску. Слова с корнем -мок- имеют значение «пропускать, впитывать жидкость, становиться мокрым, влажным»: непромокае­мая ткань, вымокнуть под дождём.

равн-,

-ровн-

Корень -равн- имеет значения «одинаковый, равный, такой же, наравне»: уравнять величины, равные условия, поравняться с идущими впереди. Корень -роен- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: выровнять дорогу, подровнять газон, разровнять землю Равнина, поровну, ровесник, уровень

4. При подборе однокоренных слов с чередованиями следует отличать от них слова с другими значениями, имеющие в корнях близкие сочетания звуков: гореть - загар, но: гора, горный; наложить - налагать, но: лож ка, лагерь; косить - касательная, но: костёр, каскад и пр.

У загорелого повара Прошки

Подгорела сегодня картошка,

Потому что из печки сочился угар

И не вовремя сняли со свечки нагар.

В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и -гар-. Каково же правило написания этого корня?

Корень -гор-/-гар-. Правило правописания

Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:

  • с буквой "о": загорелый, подгорела;
  • с буквой "а": угар, нагар.

Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» - под ударением. Отсюда формулируется правило:

  • Гласные в корне с чередованием -гар-/-гор- зависят от ударения: ударный гласный - это буква «а», безударный - буква «о».

Слова с корнем -гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило

На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.

Не всё так просто

Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем -гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.

Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.

Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости. Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.

Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем -гор-:

Дом сгорел - семья горюет.

Подгорели блины - вот горе у жены.

Горько Егорке - сгорели опорки.

Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат - бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».

Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?

Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень -гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.

Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?

Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».

Горевать - страдать, переживать печаль, скорбь.

Горько - неприятно, грустно, больно.

Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем -гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:

Гореть - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.

Существуют и переносные значения:

  • светить (снежинки горят на солнце);
  • сильно желать (горел жаждой перемен);
  • быстро, споро работать (всё горит в его руках).

Итак, получается, что столь разительно похожие корни -гор- (горе) и -гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном - в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.

А вот корень -гар- всегда будет неотъемлемой частью корня -гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:

  • загар - тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей;
  • нагар - нарост от горения;
  • угар - газ, остающийся после горения;
  • гарь - место, на котором что-то горело.

Слова с корнем -гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления - омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой. Кроме морфемы -гор-, можно привести в пример корень -кос-, омонимом его является корень с чередованием -кас-/-кос: косить - прикасаться.

Правописание корней -гор- и -гор-/-гар-

Являясь омонимами, корни -гор- и -гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания. Если написание корня -гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне -гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом. Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.

В соответствии с этим правилом слова с корнем -гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».

Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность». Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Эти слова с корнем -гор- также проверяются ударением. Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».

Корень с чередованием -зор-/зар-

Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Это корень -зор-/-зар-. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».

В нём, в отличие от корня -гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения - «а». Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.

Таким образом, необходимо запомнить, что слова с корнем -гор-/-гар-,-зор-/-зар- имеют сходство, определяющееся зависимостью правописания от ударения.

Слова-исключения

Из каждого правила есть исключения. Имеются они и в орфограммах, связанных с корнями -зор-/-зар-, -гор-/-гар-.

Гор-/-гар-

Зор-/-зар-

изгарь, пригарь, выгарки

зоревать, зорянка

Все исключения относятся к орфограмме «Непроверяемые гласные и согласные». Правило написания таких слов следующее: написание непроверяемых слов следует запомнить.

Правило. В корне гар- - гор- под ударением пишется а , без ударения - о (ср.: зага́р - загора́ть ).
Исключения: при́гарь (привкус гари) и некоторые специальные слова.

Корень зар- - зор-

Правило. В корне зар- - зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - а (ср.: за́рево - зо́рька - зарни́ца ).
Исключения: зорева́ть , зоря́нка .

Корень кас- - кос(н)-

Правило. В корне кас- - кос(н)- пишется о , если дальше следует н , в остальных случаях пишется а (ср.: касаться - коснуться ).

Корень клан- - клон-

Правило. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения - о (ср.: кла́няться - накло́н - наклони́ться ).

Корень лаг- - лож-

Правило. В корне лаг- пишется а (перед г ), в корне лож- пишется о (перед ж ), например: предлагать - предложить .
Исключение: по́лог (по смыслу уже не связывается с корнем лаг- - лож- ).

Корень мак- - мок-

Правило. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила ); корень мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах) со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают ).

Корень плав- - плов- - плыв-

Правило. В корне плав- гласный а может быть ударяемым и безударным (ср.: пла́вать - плаву́чий ). Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха , корень плыв- в слове плывуны .

Корень равн- - ровн-

Правило. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить , уравнять ); корень ровн- в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сровнять , уровень ). Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравненный (сделанный равным) - выровненный (сделанный ровным).

Корень раст- - рос-

Правило. В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о (ср.: расти - наращение - выросший ).
Исключения: отра сль (хотя нет ст ); ро сток , выро сток , ро стовщик , Ро стов , Ро стислав (хотя есть ст ).

Корень скак- - скоч-

Правило. В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (ср.: подскакать - подскочить ).
Исключения: скачок , скачу .

Корень твар- - твор-

Правило. В корне твар- - твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о (ср.: тварь - тво́рчество - твори́ть ).
Исключение: у́тварь .

Корни бер- - бир- , дер- - дир- , мер- - мир- , пер- - пир- , тер- - тир-

Правило. В указанных корнях пишется и -а- (собирать , задирать , замирать , запирать , стирать е (беру , деру , умереть , запереть , стереть ).

Корни блест- - блист- , жег- - жиг- , стел- - стил- , чет- - чит-

Правило. В указанных корнях пишется и , если дальше следует суффикс -а- (блистать , сжигать , расстилать , вычитать ); в противном случае пишется е (блестеть , выжегший , расстелить , вычет ).
Исключение: сочетание , сочетать .

Корни с чередованием а(я) - им , а(я) - ин

Правило. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожать - пожимать , понять - понимать , начать - начинать , примять - приминать ).

Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.

Проверяемые

Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием. В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую.

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е. не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов. Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой:

Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением. С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:

  • вод ить, провод ить, провОд ят;
  • вод а, завод ь, вОд ный.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

кос нулся/кос о (в знач. криво) /кос ит (траву ) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные.

Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса.

Чередующиеся

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

Смотрим на суффикс

Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:

Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

  • -кос - кас- : ко снуться - каса ние
  • -а(я) - ин- : подня ть - поднимать
  • -а(я) - им-

Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое .

Ищем ударение

От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымок нуть и обмак нуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

  1. Вымокнуть – пропитаться влагой.
  2. Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость.

Анализируем согласные в корне

Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных:

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог .

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ
СПИСОК ИСКЛЮЧЕНИЙ
чет - чит чета, сочетать, сочетание
гар - гор гаревой, выгарки, изгарь, пригарь
зар - зор зоревать, позоревать
плав - плов пловец, пловчиха, плывун + (приставка)плввать
твар - твор утварь
лаг - лож полог
раст/ращ - рос ростовщик, росток, отрасль, Ростислав, Ростов, Ростов-на-Дону
скак - скоч Скачи! скачок, скачки, скачкообразный
мак - мок Промокни написанное промокашкой, промокательной бумажкой
равн - ровн равнина

Непроверяемые

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

  • Анта гонизм,апа ртеид, а бра ка дабра, ба дминтон, бра вада, ва лидол, ва трушка, возра жать, диа па зон, ка морка, ка ра катица, ка та клизм, ка та строфа, ка та васия, ка ба ла, ла мпас, ма да полам, ма кака, ма кула тура, ма стодонт, нава ждение, на фта лин, па негирик, па лисадник, па литра, па норама, па нтеон, па ра пет, па ртитура, пла стилин, тра фа рет, фила телист, эста када, эска лация;
  • або рдаж, або риген, афо ризм, бо рдюр, во яж, до ско нально, ко бура, ко горта, ко либри, ко мпо новать, ко нгло мерат, ко рдебалет, ко рифей, ко щей, но во каин, но тация, оба яние, о бо няние, по нтон;
  • ве нтиляция, ве стибюль, де ликатес, де ге нерат, инте ллигент, кле птоман, кре тин, ме нингит, ме гера, ме це нат, пе ликан, пе риферия, пе скарь, пре зидиум, ре зюме, сне гирь, сне ток, тре панг, уве ртюра, фюзе ляж, энце фалит, экспе римент, эспе ранто;
  • би фштекс, бри олин, ви негрет, ви ртуоз, ди абет, ди фи рамб, ди апазон, ди зентерия, ди ви денд, ди верти смент, ди орама, ижди вение, ини ци атива, кри ми нология, конти нгент, кори фей, мани пуляция, ми ли тарист, ни ги лизм, ни велировать, приви легия, ути ли тарный, фи ли гранный, экип ировать, эли ксир.

Примечание:

  1. Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер . Следует писать тоннель, эксплуатация, номер ; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у .
  2. Адекватными по значению являются слова ноль и нуль , но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у , в остальных падежах - написание только у : равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле . Производные слова образуются от основы нул"- : нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация . Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

Практика ЕГЭ по русскому языку: