История путешествия императрицы екатерины ii на юг украины. Таврический вояж Екатерины II в Крым Путь екатерины 2 в крым

Беспрецедентное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие Екатерины II и её двора, длившееся в итоге более полугода.

Однако ни дальняя дорога, ни недуги и 58 летний возраст не заставили Екатерину отказаться от стремления лично осмотреть недавно обретенный «полуденный край».

Это было путешествие, впервые в мире спланированное по всем правилам организации тура. Здесь можно проследить все составляющие классического тура: транспорт, размещение, питание, культурная программа и даже сувениры.

Деньги, отпущенные казной, - 15 млн. рублей – отвечали грандиозности замысла. Чтобы представить себе эту сумму, достаточно сказать, что хорошая дойная корова в то время стоила 8 рублей.

Впервые путешествие по новым южным землям обсуждалось еще в 1780 году.

Подготовка к путешествию началась в 1784 году с укрепления Черноморского флота и армии, расположенных на юге России. Началось строительство городов и укреплений, появление которых повлияло на рост экономики вновь приобретенного края.

Чтобы быть в курсе состояния дел в провинциях, Екатерина II время от времени предпринимала путешествия по стране.

Целью таврического путешествия была инспекция Новороссии, присоединённой к России в результате недавних войн с турками и переданной под управление Г. , а также встреча с австрийским императором Иосифом для обсуждения дальнейших планов совместных действий против Османской империи.

Маршрут

Предполагаемый маршрут: Луга - Великие Луки - Смоленск - Новгород-Северский - Чернигов - Киев - Екатеринослав - Херсон - Перекоп - Бахчисарай - Севастополь - Ак-Мечеть - Карасубазар - - Старый - - Геничи - Мариуполь - Таганрог - Нахичевань-на-Дону - Черкасск - Азов - Бахмут - Белгород - Обоянь - Курск - Орел - Мценск - Тула - Серпухов - Москва - Клин - Торжок - Вышний Волочек - Новгород - Санкт-Петербург.

Всего на 5657 верст, в том числе 446 по воде.

Осенью 1786 года Потёмкиным был отдан приказ полкам русской армии разместиться в местах предположительного маршрута путешествия. Этим приказом преследовал 2 цели: близость войск на случай непредвиденных действий врагов России и для выполнения войсками части подготовительных работ. Например, около Киева была сосредоточена армия под командованием П. А. Румянцева (100 тыс. чел.).

2 января 1787 начался знаменитый Таврический вояж Государыни Екатерины II.

На границах наместничеств встречали государыню её наместники или генерал-губернаторы: у въезда в Новгородскую губернию встретил Н. П. Архаров, наместник новгородский и тверской; на границе Псковской губернии - наместник князь Н. В. Репнин, псковский и смоленский; на границе Белоруссии - П. Б. Пассек, наместник полоцкий и могилевский, а на границе Черниговской губернии - генерал-фельдмаршал граф Румянцев-Задунайский, генерал-губернатор и наместник всей Малороссии.

Киев - Канев - Кременчуг

Одним из пунктов путешествия Её Величества был Киев, и этот визит «подарил» городу два предания и ряд достопримечательностей.

Екатерина II прибыла в Киев 29 января 1787 года.

Вот как описывает ее прибытие Черниговский предводитель дворянства Андрей Полетика: «В пятом часу пополудни государыня Екатерина Алексеевна изволила прибыть в Киев и была встречена на Днепре адмиралом Пущиным с флотскими офицерами. Провожали ее более двухсот киевских мещан верхом.

При подъезде к Печерской крепости императрицу встречали киевское дворянство и женщины с девицами мещанского и купеческого состояния, одетые в малороссийские кафтаны. У женщин на головах были кораблики, а у девиц цветы; у каждой из них было по корзине с цветами, которыми перед триумфальными воротами устилали путь великой императрицы. Женщин и девиц было до трехсот. Оттуда изволила императрица проехать в церковь Святого Успения, что в Печерском монастыре.

Туда по дороге, а оттуда до дворца, стояли по обеим сторонам пешие киевские мещане и купцы с ружьями и знаками их обществ. В церкви императрица поклонилась святым мощам, по правой стороне стоящим. Еще до прибытия ее величества здесь собрались все знатные дамы, которые из-за холода стояли в шубах, но при входе государыни, шедшей через весь монастырь пешком, они поспешно сбросили шубы и удостоились хорошо видеть царицу, потом разъехались по домам. Государыня возвратилась во дворец в сопровождении артиллерийских, лейб-кирасирских и других команд, церемониально через триумфальные ворота выстроенные недалеко от дворца усердием Киевского наместничества дворянского общества…»

Не смотря на то, что Царский дворец строился для Императрицы Елизаветы Петровны, Екатерина II стала первым Монархом, жившим в нем. Дворец стал Императорской резиденцией на последующие 84 дня Ее пребывания на берегах Днепра. Екатерина стала первым монархом, посетившим царский дворец, ныне известный под именем Мариинского. Там была дана аудиенция будущему латиноамериканскому революционеру Миранде.

К визиту Императрицы его отремонтировали, заново покрасили в серо-голубой цвет, оставив белым лепнину и балюстраду. Француз граф Сегюр восхищался Киевским дворцом, хотя в своих многочисленных путешествиях повидал достаточно чудес.

В Киев приехало множество разных вельмож, а более поляков, и двор был весьма великолепен, особливо у заутрени, в Светлое Христово Воскресение, в Печерской лавре. К вечерне императрица поехала в Софийский монастырь; после посетила митрополита Самуила в его келье, больного, который сказал ей речь и уподобил её Христу, явившемуся после Воскресения ученикам.

Во время пребывания в Киеве Императрица посетила множество святынь, давала балы и устраивала загородные пикники.

Один такой выезд на природу состоялся недалеко от горки Кристера (на окраине Минского массива). После шумного застолья Екатерина II вместе с Потемкиным прогуливалась по дубовой роще и восхищалась великолепными пейзажами. Граф же, напротив, был мрачен и поглощен своими мыслями. Заметив это, Императрица воскликнула: «Кинь грусть, Гриша! Красота то какая!» Эти слова были записаны кем-то из свиты и местность получила название Кинь-Грусть. Так она называется и поныне.

Второй рассказ связан с именем швейцарца Бальи – личного кондитера Екатерины II. Во время ее визита в Киев Бальи поскользнулся и сломал ногу. О дальнейшем путешествии не могло быть и речи - швейцарец остался на лечение в Киеве. Его поселили в доме киевского старосты Григория Пивоварова на Приорке. Дом был окружен роскошным фруктовым садом, а так как выздоровление кондитера затягивалось, он от скуки занялся изготовлением придуманного им сухого варенья из ягод и фруктов. Это варенье он и отправил в качестве подарка своей Державной Повелительнице. Десерт так понравился Императрице, что она приказала Бальи остаться в Киеве еще на год и наладить здесь производство сухого варенья. За год Бальи обучил этому искусству другого киевского кондитера - Балабуху, который и начал впоследствии выпускать знаменитое киевское сухое варенье, по нескольку пудов которого неизменно отправлялось ко двору.

Императрица задержалась в Киеве на три месяца из-за позднего освобождения реки ото льда. Екатерина осталась недовольной пребыванием в Киеве – не было торжественных встреч, улицы оказались дурно вымощенными.

Екатерина поручила своему фавориту Дмитриеву-Мамонову выразить Румянцеву недовольство, на что фельдмаршал с достоинством ответил: "Скажите ее величеству, что я фельдмаршал ее войск, что мое дело брать города, а не строить их и еще менее - украшать".

Императрица сначала была поражена ответом, нашла его дерзким, но сдержала гнев и сказала фавориту: "Он прав. Но пусть же Румянцев продолжает брать города, а мое дело будет строить".

Киев произвел на императрицу неблагоприятное впечатление. Сына она извещала, что, прибыв в Киев, она искала, где город, "но до сих пор ничего не обрела, кроме двух крепостей и предместий; все эти разрозненные части зовутся Киевом и заставляют думать о минувшем величии этой древней столицы".

22 апреля 1787 года Екатерина II торжественно покинула Киев и на галерах отправилась в Канев.

Вечером в Каневе при отъезде польского короля Станислава-Августа «с императорской яхты ему салютовали пушками с флотилии, как утром. Иллюминация обелиска с вензелем императрицы была весьма удачна, так же милы были жирандоль с букетом, в четыре тысячи ракет, и огненная гора, которая казалась лавою»

У потемкинских зрелищ было много и таких, которые дают интересный материал для истории развлечений XVIII века, истории придворного быта и придворного поведения. Таковы, прежде всего, иллюминации и фейерверки.

Наиболее известные описания вояжа на галерах по Днепру и далее по оставили сопровождавшие императрицу иностранцы - принц де Линь и граф Сегюр.

Императорская свита составляла около трёх тысяч человек. Императорский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где её сопровождали придворные, прислуга, а также представители иностранных дипломатических миссий. Принять участие в инспекции южных провинций были приглашены иностранные министры: граф Кобенцель - посол немецко-римского императора, Фицгерберт - английского и граф Сегюр - французского двора.

Один из участников процессии вспоминал: Путешествие представляло торжественное шествие. Во время ночи по обеим сторонам дороги горели смоленые бочки. Во всех губернских городах, где её величество останавливалась, были балы, и все улицы и дома иллюминированы.

30 апреля флотилия пришвартовалась в Кременчуге - первом городе Новороссии, где хозяином был . Он сопровождал карету императрицы во главе официальных лиц. Во время обеда 186 музыкантов и певцов развлекали путешественницу. Екатерина вполне оценила старания .

Под Кременчугом к императрице на берегу Днепра присоединился император Иосиф, приехавший с видом инкогнито под именем графа Фалькенштейна.

"Императрица, - записал Сегюр, - находится в восторженном состоянии по поводу всего, что она видит и при мысли о новой степени величия и могущества, на которую она возводит Русскую империю".

Своими наблюдениями она поделилась с московским губернатором П. Д. Еропкиным: "Весьма мало знают цену вещам те, кои с унижением бесславили приобретение сего края. И Херсон и Таврида со временем не только окупятся, но надеяться можно, что если Петербург приносит восьмую часть дохода империи, то вышеупомянутые места превзойдут плодами бесплодных мест. Кричали и против и отсоветовали обозреть самолично. Сюда приехавши, ищу причины такова предубеждения нерассудства... Сим приобретением исчезает страх от татар, которых Бахмут и Елизаветград поныне еще помнят... Сегодня вижу своими глазами, что я не принесла вред, а величайшую пользу своей империи".

Для них было приготовлено и им было преподнесено великолепное по разнообразию и пышности зрелище. Само собою разумеется, что многие ее частности следует трактовать как проявление того прихотливого самодурства, которым славился .

28 июня въехали в Москву.

11 июля 1787 года императрица Екатерина II вернулась в Петербург.

Завершив путешествие, она отправила князю письмо из Царского Села: "Третьего дня окончили мы свое шеститысячеверстное путешествие, приехав на сию станцию в совершенном здоровье, а с того часа упражняемся в рассказах о прелестном положении мест, вам вверенных губерний и областей, о трудах, успехах, радении, усердии, попечении и порядке вами устроенном повсюду".

В другом письме императрица еще раз подчеркнула заслуги : "…Ты мне служишь, а я признательна. Вот и все тут. Врагам своим ты ударил по пальцам усердием ко мне и ревностью к делам Империи".

Императрица обязалась оберегать князя от наскоков врагов: "И будь уверен, что я тебя защищать и оберегать намерена".

Экономическое, политическое, дипломатическое значение этого путешествия трудно переоценить. «Драгоценнейшей жемчужиной в своей короне» назвала Екатерина.

«На Западе должны были узнать, какими источниками богатства и могущества располагает Россия», - отмечал граф Сегюр в своей книге. День сегодняшний.

Императрица, довольная увиденным, тоже была щедра на награды: ордена получили все сановники области. Деньги были пожалованы:
"духовенству, находящемуся при флоте в Севастополе, греческому духовенству в Феодосии и в Бахчисарае; на мечети в Карасубазаре, в Бахчисарае; на училища в области; нижним чинам всех войск, на бедных и увечных".

Князю Григорию Александровичу присвоен почётный титул "Таврический".

Екатерина II провела на полуострове всего 12 дней, но память о путешествии осталась надолго.

Россия доказала Европе, что смогла поднять Тавриду, навсегда выйти в Чёрное море и быть великой, богатой и могущественной державой.

Вёрсты и мили

Установить "каменные столбы по дороге, где шествие" предложил правитель Таврической области Василий Каховский.

Григорий повелел: "Расстояние пути означить милями и вёрстами, ставя первые по десятки, другие же на каждой версте".

До наших дней вёрсты не достояли, а миль сохранилось несколько. Лучше всего - на трассе Белогорск - (недалеко от Цветочного) - Севастополь (недалеко от Новопавловки), на улице Челюскинцев в Севастополе и возле Ханского дворца в Бахчисарае.

Екатерининская миля в Бахчисарае

Со 2 января по 11 июля 1787 г. состоялось уникальное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие Екатерины II в Крым.

"...Чтобы быть в курсе состояния дел в провинциях, Екатерина II время от времени предпринимала путешествия по стране. Целью таврического путешествия была инспекция Новороссии, присоединённой к России в результате недавних войн с турками и переданной под управление Г. Потёмкина, а также встреча с австрийским императором Иосифом для обсуждения дальнейших планов совместных действий против Османской империи...."

Свита императрицы – около 3 тысяч человек. Императорский кортеж был из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Сама Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми.

Сегодня трудно представить себе, что ещё лет 150 назад разговор о Крыме как о месте для отдыха и туризма мог вызвать только недоумение. Курортное освоение полуострова, главным образом его южной части, превращение его в «Мекку» для миллионов жителей России, Советского Союза и теперь стран СНГ - дело, в общем-то, совсем недавнего прошлого. Тем не менее ход этого освоения - одна из самых захватывающих страниц в истории развития отечественной экономики, предпринимательства, и более широко - в летописи развития нашей цивилизации.

Отправной точкой в развитии крымского туризма можно считать грандиозный по затратам вояж, который в 1787 году совершила в новоприобретённый «полуденный Край» императрица Екатерина II, тогда же назвавшая Крым «лучшей жемчужиной» своей короны. Конечно, это был не тур в современном понимании, а отчасти инспекционная поездка по землям, отданным в управление Светлейшего Князя Г.А. Потёмкина, отчасти - политическая демонстрация, которая должна была явить величие империи перед её соседями. Но все же главной побудительной причиной было желание императрицы увидеть новые земли, присоединенные к России в результате кровопролитных войн за четыре года до этого. Подготовка путешествия началась загодя. Был составлен маршрут, отправлены распоряжения о ремонте дорог, приготовлении мест стоянок, строительстве путевых дворцов, организации питания и т.д. Потёмкин поручил полковнику Корсакову строительство дороги через Кизикермен и Перекоп в Крым, причем требовал сделать её «богатою рукою, чтобы не уступала римским». Частично она пролегала по битому тракту, но кое-где в горной части полуострова её прокладывали заново. Фрагменты этой дороги в некоторых местах видны и сегодня. Всего на организацию вояжа было затрачено 15 млн. рублей не считая 3 млн. из доходов кн. Потёмкина.

Маршрут путешествия был объявлен почти за год до его начала. Путь пролегал «... через Смоленск, Новгород-Северский, Чернигов, в Киев, оттуда по вскрытии вод на судах по Днепру до Нового Кайдака, где назначено быть губернскому городу Екатеринославлю, от сего же места сухим путем в Херсон, область Таврическую, и возвратно через Черкасск, Бахмут, Изюм, Харьков, Курск, Орел, Тулу и Москву». Всего 5657 вёрст. 1 января роскошный императорский поезд из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 саней запасных двинулся в путь. Сама императрица ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где её сопровождали придворные, представители иностранных дипломатических миссий, которые были приглашены в путешествие, и прислуга. Следом двигался «почивальный возок» императрицы.

Екатерининская миля. 30-е гг. XIX в.

Всего в императорской свите было до 3000 человек. На каждой станции кортеж встречали от 500 до 600 свежих лошадей. Двигались неспешно, с 9 утра до семи вечера с трехчасовой остановкой на обед. На границе каждой губернии императрицу встречало губернское начальство, сопровождавшее её до следующей губернии. Прибыв к концу января в Киев, путешественники сделали трехмесячную остановку - ждали, пока Днепр вскроется ото льдов. Когда это произошло, транспорт переменили. Вниз по Днепру императорский кортеж отправился на 80-ти великолепных судах. Императрица плыла на галере «Днепр», судне, специально построенном для этого путешествия и богато разукрашенном. «Стечение народа по берегам было чрезвычайное»,- вспоминал французский посланник де Сегюр. Перед днепровскими порогами блестящий кортеж снова вынужден был совершить перемену транспортных средств, на этот раз пересели в кареты, поставленные на колеса, и двинулись в глубь таврических степей. Немногочисленные поселения и даже отдельные дома в этих местах были специально украшены выписанными из Петербурга художниками, а злые языки утверждали, что многие из них представляли собой не что иное, как декорации, заказанные Потёмкиным, чтобы продемонстрировать плоды своей деятельности по освоению новых земель («потемкинские деревни»). На Перекопских воротах Екатерину встречал девиз «Предпослала страх и принесла мир». Отсюда в путешествие по Крыму её сопровождал конвой родовитых татарских мурз, численностью до 2 тыс. всадников. Первая остановка в Крыму была назначена в Бахчисарае - во дворце крымских ханов, который был для этого специально отремонтирован. Вечером все окрестные скаты были иллюминированы. 22 мая путешественники отправились в Инкерман, где во время застолья в специально построенном дворце Потёмкин приготовил для императрицы и её окружения сюрприз.

Встреча Екатерины II «амазонской ротой» вблизи Балаклавы в 1787 г.

Когда обед был в разгаре, занавеси на окнах были раздвинуты, и взорам путешественников предстал лежащий на противоположном берегу бухты Севастополь, а в самой бухте весь Черноморский флот, приветствовавший императрицу залпами салюта. После обеда путешественники отправились в город на шлюпках. После ночлега в доме командующего флотом Т. Макензи Потёмкин повёз императрицу в Байдарскую долину. Под Балаклавой кортеж встретила «амазонская рота», составленная из жен и дочерей балаклавских греков, которая привела в восторг императрицу. На Южный берег Екатерина не спускалась, так как в это время от Байдарского перевала туда ещё не было проезжей дороги, и императрица вынуждена была удовлетвориться видом, открывшимся ей с Байдарского перевала. Повернув назад, путешественники через Бахчисарай прибыли в Симферополь, где императрица остановилась в специально построенном дворце. В тот же день кортеж выехал в Карасубазар, где императрица сделала смотр расквартированным в Крыму войскам, наградила местных чиновников и мурз и отправилась дальше - в Судак и Старый Крым. Последним пунктом пребывания Екатерины в Крыму была Феодосия, где на местном монетном дворе в честь её и сопровождавшего её австрийского императора Иосифа II были вычеканены две золотые монеты. После этого весь кортеж отправился в обратный путь.

Путешествие Екатерины создало целую традицию императорских вояжей на юг, и все наследники Великой императрицы за исключением императора Павла I считали своим долгом совершить путешествие в причерноморские земли. Так поступил Александр I, посетивший полуостров в 1818 и 1825 гг., и Николай I, вояжировавший по Крыму в 1837 г. и в последующие годы.

В отличие от августейших особ, путешествия которых организовывались специально, прочих путешественников, вознамерившихся отправиться в Тавриду, ждали немалые трудности. Отдаленность от столиц, отсутствие нормальных путей сообщения делали поездку в Крым в конце XVIII начале XIX века не увеселительной прогулкой, а довольно утомительным и иногда небезопасным путешествием, которое могло быть предпринято либо с деловыми, либо с познавательными целями, но никак не для отдыха и развлечений в нашем современном понимании этих слов...


Карта путешествия Екатерины II в Крым в 1787 г.

Одной из целей полугодового путешествия стало желание Екатерины II увидеть новые земли, присоединенные к России в результате войн за четыре года до этого.

Со 2 января по 11 июля 1787 г. состоялось уникальное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие Екатерины II в Крым.

"...Чтобы быть в курсе состояния дел в провинциях, Екатерина II время от времени предпринимала путешествия по стране. Целью таврического путешествия была инспекция Новороссии, присоединённой к России в результате недавних войн с турками и переданной под управление Г. Потёмкина, а также встреча с австрийским императором Иосифом для обсуждения дальнейших планов совместных действий против Османской империи...."

Свита императрицы - около 3 тысяч человек. Императорский кортеж был из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Сама Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми.

Сегодня трудно представить себе, что ещё лет 150 назад разговор о Крыме как о месте для отдыха и туризма мог вызвать только недоумение. Курортное освоение полуострова, главным образом его южной части, превращение его в «Мекку» для миллионов жителей России, Советского Союза и теперь стран СНГ - дело, в общем-то, совсем недавнего прошлого. Тем не менее ход этого освоения - одна из самых захватывающих страниц в истории развития отечественной экономики, предпринимательства, и более широко - в летописи развития нашей цивилизации.

Отправной точкой в развитии крымского туризма можно считать грандиозный по затратам вояж, который в 1787 году совершила в новоприобретённый «полуденный Край» императрица Екатерина II, тогда же назвавшая Крым «лучшей жемчужиной» своей короны. Конечно, это был не тур в современном понимании, а отчасти инспекционная поездка по землям, отданным в управление Светлейшего Князя Г.А. Потёмкина, отчасти — политическая демонстрация, которая должна была явить величие империи перед её соседями. Но все же главной побудительной причиной было желание императрицы увидеть новые земли, присоединенные к России в результате кровопролитных войн за четыре года до этого. Подготовка путешествия началась загодя. Был составлен маршрут, отправлены распоряжения о ремонте дорог, приготовлении мест стоянок, строительстве путевых дворцов, организации питания и т.д. Потёмкин поручил полковнику Корсакову строительство дороги через Кизикермен и Перекоп в Крым, причем требовал сделать её «богатою рукою, чтобы не уступала римским». Частично она пролегала по битому тракту, но кое-где в горной части полуострова её прокладывали заново. Фрагменты этой дороги в некоторых местах видны и сегодня. Всего на организацию вояжа было затрачено 15 млн. рублей не считая 3 млн. из доходов кн. Потёмкина.

Маршрут путешествия был объявлен почти за год до его начала. Путь пролегал «... через Смоленск, Новгород-Северский, Чернигов, в Киев, оттуда по вскрытии вод на судах по Днепру до Нового Кайдака, где назначено быть губернскому городу Екатеринославлю, от сего же места сухим путем в Херсон, область Таврическую, и возвратно через Черкасск, Бахмут, Изюм, Харьков, Курск, Орел, Тулу и Москву». Всего 5657 вёрст. 1 января роскошный императорский поезд из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 саней запасных двинулся в путь. Сама императрица ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где её сопровождали придворные, представители иностранных дипломатических миссий, которые были приглашены в путешествие, и прислуга. Следом двигался «почивальный возок» императрицы.

Екатерининская миля. 30-е гг. XIX в.

Всего в императорской свите было до 3000 человек. На каждой станции кортеж встречали от 500 до 600 свежих лошадей. Двигались неспешно, с 9 утра до семи вечера с трехчасовой остановкой на обед. На границе каждой губернии императрицу встречало губернское начальство, сопровождавшее её до следующей губернии. Прибыв к концу января в Киев, путешественники сделали трехмесячную остановку — ждали, пока Днепр вскроется ото льдов. Когда это произошло, транспорт переменили. Вниз по Днепру императорский кортеж отправился на 80-ти великолепных судах. Императрица плыла на галере «Днепр», судне, специально построенном для этого путешествия и богато разукрашенном. «Стечение народа по берегам было чрезвычайное»,— вспоминал французский посланник де Сегюр. Перед днепровскими порогами блестящий кортеж снова вынужден был совершить перемену транспортных средств, на этот раз пересели в кареты, поставленные на колеса, и двинулись в глубь таврических степей. Немногочисленные поселения и даже отдельные дома в этих местах были специально украшены выписанными из Петербурга художниками, а злые языки утверждали, что многие из них представляли собой не что иное, как декорации, заказанные Потёмкиным, чтобы продемонстрировать плоды своей деятельности по освоению новых земель («потемкинские деревни»). На Перекопских воротах Екатерину встречал девиз «Предпослала страх и принесла мир». Отсюда в путешествие по Крыму её сопровождал конвой родовитых татарских мурз, численностью до 2 тыс. всадников. Первая остановка в Крыму была назначена в Бахчисарае - во дворце крымских ханов, который был для этого специально отремонтирован. Вечером все окрестные скаты были иллюминированы. 22 мая путешественники отправились в Инкерман, где во время застолья в специально построенном дворце Потёмкин приготовил для императрицы и её окружения сюрприз.

Встреча Екатерины II «амазонской ротой» вблизи Балаклавы в 1787 г.

Когда обед был в разгаре, занавеси на окнах были раздвинуты, и взорам путешественников предстал лежащий на противоположном берегу бухты Севастополь, а в самой бухте весь Черноморский флот, приветствовавший императрицу залпами салюта. После обеда путешественники отправились в город на шлюпках. После ночлега в доме командующего флотом Т. Макензи Потёмкин повёз императрицу в Байдарскую долину. Под Балаклавой кортеж встретила «амазонская рота», составленная из жен и дочерей балаклавских греков, которая привела в восторг императрицу. На Южный берег Екатерина не спускалась, так как в это время от Байдарского перевала туда ещё не было проезжей дороги, и императрица вынуждена была удовлетвориться видом, открывшимся ей с Байдарского перевала. Повернув назад, путешественники через Бахчисарай прибыли в Симферополь, где императрица остановилась в специально построенном дворце. В тот же день кортеж выехал в Карасубазар, где императрица сделала смотр расквартированным в Крыму войскам, наградила местных чиновников и мурз и отправилась дальше — в Судак и Старый Крым. Последним пунктом пребывания Екатерины в Крыму была Феодосия, где на местном монетном дворе в честь её и сопровождавшего её австрийского императора Иосифа II были вычеканены две золотые монеты. После этого весь кортеж отправился в обратный путь.

Путешествие Екатерины создало целую традицию императорских вояжей на юг, и все наследники Великой императрицы за исключением императора Павла I считали своим долгом совершить путешествие в причерноморские земли. Так поступил Александр I, посетивший полуостров в 1818 и 1825 гг., и Николай I, вояжировавший по Крыму в 1837 г. и в последующие годы.

В отличие от августейших особ, путешествия которых организовывались специально, прочих путешественников, вознамерившихся отправиться в Тавриду, ждали немалые трудности. Отдаленность от столиц, отсутствие нормальных путей сообщения делали поездку в Крым в конце XVIII начале XIX века не увеселительной прогулкой, а довольно утомительным и иногда небезопасным путешествием, которое могло быть предпринято либо с деловыми, либо с познавательными целями, но никак не для отдыха и развлечений в нашем современном понимании этих слов...


Карта путешествия Екатерины II в Крым в 1787 г.

235 лет Черноморскому флоту и Севастополю. Из цикла публикаций, посвященных созданию Черноморского флота, основанию Севастополя и начальному периоду их истории (конец XVIII – начало XIX в.)

Ваше Величество, основанием Севастополя

вы довершили на юге то, что Петр начал на севере.

Ф. де-Сегюр

В 1787 г. Екатерина II предприняла свое знаменитое путешествие в Крым, которое должно было стать демонстрацией достижений России на территориях, вошедших в состав государства в 1783 г.

Императрица Екатерина II. С литографии 1860-х гг.

Мысль о путешествии возникла вскоре после присоединения Крыма к России. В 1784 г. в Крыму началась подготовка к приезду императрицы: строительство и ремонт зданий, дорог, мостов и колодцев. В Севастополе подготовительные работы велись с начала 1785 г. Командующий Севастопольской эскадрой контр-адмирал Т. Мекензи в январе 1785 г. писал в Петербург: «Делание здесь к прибытию Ее Императорского Величества пристаней и расчистку дорог произвожу. Дом, построенный для меня, М.В. Каховский [командующий войсками в Крыму] приказал употребить к прибытию Ее Величества вместо дворца, который к сему и приуготовляется».

Из-за эпидемий в ряде губерний путешествие было перенесено с 1785 г. на 1787 г. Екатерина II отправилась в дорогу из Петербурга в январе 1787 г. Путешествие совершалось с необыкновенной пышностью. Большая свита сопровождала императрицу. С ней ехали высшие сановники государства, дипломаты европейских государств: французский посол в России граф Сегюр, британский и английский послы. В путешествии принимал участие австрийский император Иосиф II.

Г.А. Потемкин, занимавшийся организацией путешествия, проявил огромную энергию, волю и распорядительность. Он старался представить императрице и иностранным гостям новый край с лучшей стороны. По его замыслу, увиденное должно было потрясти Екатерину II и ее спутников, убедить их в процветании новых территорий. По маршруту следования Екатерины II ремонтировали мосты и дороги, строили временные путевые дворцы для отдыха и ночлега, высаживали деревья. Потемкину удалось показать не только новые города и селения, но и хорошо подготовленные воинские части.

17 (28) мая из Херсона кортеж императрицы направился к Перекопу. В Крыму устроили 39 пунктов для остановки императрицы и ее свиты. Каждая верста на основных дорогах Крыма отмечалась каменным треугольным обелиском, а каждые 10 верст – дорожным знаком, получившим название «екатерининская миля». Мили представляли собой колонну с шестигранным поясом вверху, установленную на квадратном в плане постаменте.

Кульминацией путешествия стала демонстрация Черноморского флота на рейде Севастопольской бухты. Екатерина II и ее свита достигли Севастополя 22 мая (2 июня) 1787 г. Здесь все было подготовлено для того, чтобы поразить гостей. В Инкермане на возвышенности выстроили временный путевой дворец. Во время обеда под звуки торжественной музыки распахнулись занавеси, и открылся вид на Севастопольский рейд, где стояли суда Черноморского флота, приветствовавшие императрицу салютом. Иностранные гости были поражены. Граф Сегюр писал: «Флот, построенный в два лишь года, — это какое-то чудо».

Из Инкермана на гребных судах кортеж направился в Севастополь. Императрица разместилась в бывшем доме Мекензи, который к ее приезду отремонтировали. «Стены были обложены столярною работой из самого лучшего орехового дерева, а выше окон покрыты малиновым и другим цветом штофом с богатыми шелковыми занавесами на окнах, полы устланы были темно-зеленым сукном, комнаты все меблированы лучшей мебелью, зеркалами и люстрами». После пребывания Екатерины II в Севастополе здание стали называть Екатерининским дворцом.

23 мая (3 июня) Екатерина II и Иосиф II побывали на службе в церкви св. Николая. Императрица посетила корабль «Слава Екатерине», осмотрела бухты и город, наблюдала вместе с гостями за морскими маневрами, когда бомбарда «Страшный» разрушила бомбами деревянный городок, специально построенный на Северной стороне.

Флот и Севастополь произвели большое впечатление на гостей. Император Иосиф II писал: «Севастополь – красивейший порт, который я когда-либо видел. В нем могут поместиться 150 кораблей в совершенной безопасности от всяких случайностей со стороны моря и от неприятеля, …настроено уже много домов, магазинов, казарм». Граф Сегюр замечал с удивлением: «Нам казалось непостижимым, каким образом в 2000 верстах от столицы, в недавно приобретенном крае, Потемкин нашел возможность воздвигнуть такие здания, соорудить город, создать флот, утвердить порт и поселить столько жителей…».

Екатерина II писала энциклопедисту барону Ф.-М. Гримму из Севастополя: «Здесь, где тому три года ничего не было, я нашла довольно красивый город и флотилию довольно живую и бойкую на вид; гавань, якорная стоянка и пристань хороши от природы, и надо отдать справедливость князю Потемкину, что он во всем этом обнаружил величайшую деятельность и прозорливость».

Утром 24 мая (4 июня) императрица выехала из Севастополя в Байдарскую долину. Перед въездом в Балаклаву у деревни Кадыкой путешественников встретила рота «амазонок», составленная из жен и дочерей служащих Балаклавского греческого пехотного батальона. Они были одеты в курточки из зеленого бархата, обшитые золотым галуном, малиновые бархатные юбки, белые тюрбаны с золотыми блестками и перьями страусов.

Екатерина II осмотрела Байдарскую долину, затем побывала в Симферополе, Карасубазаре, Старом Крыму, Феодосии. 31 мая (11 июня) 1787 г. путешественники покинули Крым.

Екатерина II оценила важность приобретения Крыма и труды Г.А. Потемкина, титул князя Таврического был признанием его заслуг. Западная Европа, в лице участвовавших в поездке иностранных дипломатов, убедилась в том, насколько возросло морское могущество России с постройкой флота и крепости Севастополь.

В память о путешествии в Крым Екатерина II учредила медаль с изображением полуострова и своего портрета. На медали были выбиты слова «Путь на пользу».

СИМФЕРОПОЛЬ, 2 апр - РИА Новости (Крым). продолжалось шесть месяцев. За это время она посетила Киев, Чернигов, Херсон, Симферополь, Бахчисарай, Мариуполь, Севастополь: старые и вновь отстроенные города, через которые пролегал путь ее кортежа.

"Екатерининский путь" — путь на пользу

Это было путешествие, впервые в мире спланированное по всем правилам организации VIP-тура. Здесь можно проследить все его составляющие: транспорт, размещение, питание, культурная программа и даже сувениры.

Мифы и легенды

Один из устоявшихся мифов о поездке Екатерины - так называемые "потемкинские деревни", которые позже вошли даже в просторечие, обозначавшее некие несбыточные и показушные проекты.

Потемкин, конечно, любил, по моде тех времен, что называется пустить "пыль в глаза", что было в традициях тогдашних царедворцев. К примеру, по всему пути следования, который проходил через Киев, Чернигов, Екатеринослав, Херсон местной знатью устраивались пышные встречи и проводы императорского кортежа, состоявшего из почти двух десятков карет, сотен саней и кибиток.

Автором легенды о "потемкинских деревнях" (мол, никаких построек в Новороссии не было: дома были нарисованы на деревянных щитах, а крестьян перевозили с одного места на другое) был саксонский дипломат Георг Гельбиг. Но сам Гельбиг находился в это время в Петербурге и не сопровождал императрицу в ее поездке. А свои выдумки, по мнению историков, он опубликовал для очернения как Потемкина, так и России в целом.

Чистенькое не было Приятным свиданием

Еще одна легенда, которая бытует в Крыму по поводу наименования ряда населенных пунктов. В частности, это касается сел Чистенькое и Приятное свидание. Народная молва гласит, что название Чистенькое происходило от помывки Екатерины в бане, из которой она вышла и сказала: "Я чистенькая". По другой версии, на подъезде к Симферополю государыня останавливалась в одном из поместий, которое ей очень понравилось своей чистотой и убранством.

Что касается села Приятное свидание, то история его названия еще проще: говорят, что здесь Потемкин встретился с Екатериной. Но это не так. Григорий Александрович встречал Екатерину Алексеевну на границе Новороссии.

"Это поздние народные воспоминания", — говорит Андрей Мальгин - директор Центрального музея Тавриды.

По его словам, наименование села — Приятное свидание — относится к временам Крымской войны и первой осады Севастополя. Был такой офицер Николай Берг, который описывает, что на пути к Севастополю находился трактир, на вывеске которого со стороны Севастополя было написано "Здравствуй!", а со стороны Симферополя "До приятного свидания!".

Кроме того, в среде историков и краеведов до сих пор идут споры о том, молилась или нет в Симферополе Екатерина в храме Константина и Елены, который расположен на границе старой Ак-Мечети и нового Симферополя.

Одни говорят, что пораженная бедностью церкви, императрица высказала пожелание видеть в городе "приличный храм соборный". А крымский краевед и один из исследователей визита Екатерины Владимир Гуркович говорит, что императрица не могла молиться в этом храме, поскольку он был возведен почти на столетие позже.

В ханском дворце в Бахчисарае находится бывшая ханская опочивальня, в которой останавливалась Екатерина. Здесь открыта экспозиция, в которой представлена кровать императрицы, ее парадное платье, памятные медали, портреты.

"Голубчик мой, Гришаня"

Утверждения о том, что личные отношения между Екатериной и Потемкиным пошатнулись якобы из-за наличия новых фаворитов, мягко говоря, не соответствуют действительности.

Достаточно привести в качестве примера лишь несколько писем из личной переписки Екатерины и Потемкина. Переписка была достаточно активная. Приведем лишь часть из нее, в которой есть и личные оценки, в которых Екатерина называет Потемкина "голубчиком", "милой милушей", "душенькой" и "Гришаней". Кроме того, императрица обсуждала с ним и внешнеполитические темы.

К примеру: мая 5 числа, 1783

"Голубчик мой князь, сейчас получила твое письмо из Кричева и из оного и прочих депеш усмотрела, что Хан отказался от ханства. И о том жалеть нечего, только прикажи с ним обходиться ласково и со почтением, приличным владетелю, и отдать то, что ему назначено, ибо прочее о нем расположение не переменяю".

"… Теперь граница наша по Бугу и по Кубани. Херсон построен. Крым — область Империи и знатный флот в Севастополе. Корпуса войск в Тавриде, армии знатные уже на самой границе, и они посильнее, нежели были армии оборонительная и наступательная 1768 года. Дай Боже, чтоб за деньгами не стало, в чем всячески теперь стараться буду и надеюсь иметь успех. Надеюсь на твое горячее попечение, что Севастопольскую гавань и флот сохранишь невредимо, чрез зиму флот в гавани всегда в опасности. Правда, что Севастополь не Чесма. Признаюсь, что меня одно только страшит, то есть язва. Для самого Бога я тебя прошу — возьми в свои три губернии, в армии и во флоте всевозможные меры заблаговременно, чтоб зло сие паки к нам не вкралось слабостью. Кажется, французы теперь имеют добрый повод туркам отказать всякую подмогу, понеже против их домогательства о сохранении мира война объявлена".

"Таврический"

После визита в Крым Екатерины - Таврический. Кроме того, императрица наградила первых лиц губернии и воинских начальников новыми званиями, орденами. Пожалованы денежные дачи: духовенству, находящемуся при флоте в Севастополе, греческому духовенству в Феодосии и в Бахчисарае, на мечеть в Карасубазаре, на мечеть и дервишам в Бахчисарае.

"На училища в области Таврической, нижним чинам всех войск в Тавриде расположенных по одному рублю на каждого человека, також на бедных и увечных, что составило знатную сумму", — говорилось в императорском рескрипте.

Итоги путешествия

Экономическое, политическое, дипломатическое значение этого путешествия трудно переоценить. назвала Крым Екатерина. "На Западе должны были узнать, какими источниками богатства и могущества располагает Россия", — отмечал граф Сегюр, сопровождавший Екатерину в том вояже. Лучше, пожалуй, и не скажешь. Однако к этому надо добавить то огромное значение, которое оказало путешествие — практически ревизия целого ряда губерний России — на развитие их экономики. Не случайно Екатерина не раз подчеркивала спутникам, что "путешествует не для того, чтобы видеть города и области, по планам и описаниям ей довольно хорошо знакомые, но чтобы видеть людей и доставить им возможность видеть императрицу, приблизиться к ней, подавать ей жалобы и этим поправить многие неудобства, злоупотребления, упущения и несправедливости".

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, а также собственной информации РИА Новости (Крым).